Как чай породнил англичан и казахов. В жизни казахов чай и чаепития занимают важнейшее место Казахский чай с молоком как называется

На вопрос казахи и калмыки готовят чай с молоком. кто знает рецепт? заданный автором ЁовА лучший ответ это ЧАЙ ПО-КАЗАХСКИ
Чай - 6 г, молоко или сливки - полстакана. Чай - самый распространенный напиток на территории Казахстана. Излюбленным считается чай черный байховый. Перед заваркой фарфоровый чайник согревают, ополаскивая кипятком, затем кладут в него чай, заливают крутым кипятком (примерно на 1/3 объема чайника) и оставляют на 5-7 минут для настаивания. Затем добавляют кипяток. Перед подачей на стол в пиалу наливают кипяченое молоко или сливки, затем заварку и кипяток. Отдельно подают сахар-рафинад, восточные сладости (нават) , сухие фрукты, изделия из сдобного теста - баурсаки, хворост, лепешки
+ Может пригодится? 😉
Степной чай по-казахски
12 ч. ложек зеленого чая залить 0,5 л. холодной воды и довести до кипения (предполагается, в котелке над костром). Добавить 2 л. молока, подсолить, довести до кипения, выдержать 10 минут, процедить.
Чай по-калмыкски
5-6 ст. ложек измельченного листового чая залить 2 стаканами холодной воды, довести до кипения. Добавить 2-3 стакана молока, лучше топленого, довести до кипения, процедить. Одновременно на топленом масле обжаривается до золотистого цвета 1 ст. ложка муки. В муку добавляется немного молока, и эта масса смешивается с чаем. По вкусу можно добавить специи, например мускатный орех, корицу, гвоздику.
Чай по-киргизски
2 ч. ложки зеленого чая (можно и черного) залить стаканом кипятка, настаивать 5-6 минут. Затем влить стакан горячего молока, добавить 1 ч. ложку сливочного масла и 2 ст. ложки сметаны, подсолить.
Чай по-киргизски «К празднику»
В льняной или шелковый мешочек положить 1-2 ч. ложки лимонной цедры, 3-4 бутона гвоздики, немного мускатного ореха и корицы (на кончике ножа). Специи опустить в стакан кипящей виды, выдержать на слабом огне 8-10 минут. Полученный настой смешать с 1 стаканом крепко заваренного чая (2-3 ч. ложки на стакан кипятка) , добавить 1/2 стакана апельсинового сока и 2 ст. ложки лимонного сока. Довести смесь до кипения, добавить сахар по вкусу.
Чай по-татарски
2 ч. ложки зеленого чая залить 1/2 стакана кипятка, добавить 1/2 стакана молока. Довести до кипения, выдержать 5-6 минут на слабом огне. Перелить в пиалу, сверху положить 10-15 г. сливочного масла или влить 1 ч. ложку растопленного сливочного масла, слегка подсолить.
Чай по-тибетски
4-5 ч. ложек зеленого чая залить 1 л. холодной воды, довести до вскипания и на слабом огне кипятить 15-20 минут. Добавить по щепотке соли и соды, 1 ст. ложку сливочного масла и взбить до получения однородной смеси.
Чай по-узбекски с перцем «Мурч-чай»
2-3 ч. ложки зеленого чая, 8-10 горошин черного перца (раздробленных скалкой или в ступке) , залить 3 стаканами кипятка. Этот чай пьют и с медом, но это уже «Ассали мур-чай» .

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: казахи и калмыки готовят чай с молоком. кто знает рецепт?

Ответ от Атлантис [гуру]
Чай по-английски
на каждую чашку:
по 1 чайной ложке чая + 1 чайная ложка на чайник,
кипяток
молоко
сахар
Залить чай кипятком и выдержать 5 минут.
Затем перелить настой в другой сосуд, который за эти 5 минут дважды сполоснуть горячей водой.
В хорошо прогретые чашки налить молоко (по 1/4 их объема) и добавить чайный настой.
В 17.00 ежедневно вся Великобритания пьёт чай – традиция!
Чай наливают в молоко! ! Не наоборот! ! Это важно! !
Англичане ввели традицию размешивать сахар по часовой стрелке! Это - железное правило. Истоки коренятся в оккультных учениях, докапываться до которых совершенно не обязательно для повседневности. Вспомните правило "буравчика", правило письма (слева - направо) . Ну, а что касается тех, кто нарушает правила, то те - кому повезло, оказываются "счастливчиками" и история запечатлевает их имена в своих анналах. Те же, к кому фортуна была менее благосклонна - уходят в безызвестность, и об их количестве (!) также ничего неизвестно.


Ответ от <<< AnGeLoK >>> [гуру]
у них просто кипяток не используется... у них в горячее молоко засыпается заварка


Ответ от Moly [гуру]
ссылка
Калмыки обычно не растирают зелёный кирпичный чай, а кладут его кусками в котел с водой (иногда уже слегка согретой) из расчёта одна горсть (граммов 50) на литр воды и варят до кипения, а затем прибавляют вдвое больше молока (около 2 л) и соль по вкусу. Смесь эту при постоянном помешивании кипятят 10-15 минут, а затем фильтруют через волосяное сито, причём разваренный чай отжимают. Иногда воды добавляют очень мало, всего 1-1,5 стакана, и чай варят на молоке. Это объясняется отсутствием или нехваткой пригодной для чая воды в солончаковых степях. Именно это обстоятельство следует, по-видимому, считать основной причиной возникновения у ряда степных народов традиции приготовления чая с молоком. Кроме молока и соли, в чай кладут лавровый лист, мускатный орех и гвоздику и лишь иногда чуть-чуть сливочного масла. Как правило, пьют чай без масла, но с пшеничными сухарями из масляного теста.


Ответ от Ѐадмила [гуру]
А мы пьём чай такой: В горячие кипячёное молоко наливаем густо заваренный чай (заварку) . Вкус совсем другой. Друзьям казахам очень нравится. Говорят Как настоящий казаский чай. Попробуйте.


Ответ от Дина [гуру]
у нас в Казахстане, во всяком случае у меня дома, просто в свежезаваренный чай наливают молока, т. е сначала молоко, потом заварку, а потом кипяток, его нужно совсем чуть - чуть, чтобы где - то до середину пиалки (кисюшки) доходил


Ответ от Нина Зайцева [гуру]
А как шикарно готовят чай по-индийски с молоком и специями!



Ответ от Надежда [гуру]
Кое-кто попал в точку. Вся фишка в том, чтобы наливать чай в молоко, а не наоборот! И цвет и вкус сильно отличаются. Если налить правильно, т. е. чай в молоко, цвет будет шоколадно-кремовым, а не серым, а вкус сливочным. Вот и весь секрет:)


Ответ от А т [гуру]
у меня дед в монголии служил, оттуда привез рецепт монгольского /соленого/ чая, который очень любил.
в молоке отваривается мясо барана, как в обычный суп. соль как в суп.
мясо убирается. в бульон ложится заварка - дед обычную индийскую листовую кидал, сразу всю пачку, грамм сто. варил минут двадцать. потом досаливал, если хотелось, и добавлял капельку сливочного масла.
очень питательно. похоже на чифир с молоком со вкусом мяса.
очень тонизирует, с непривычки тыркнуть может
мясо обычно как закусь к такому чаю шла
прикольная штука, попробуйте. дед говорил - настояший мужской чай должен быть с мясом
пс
сахар в него естественно не ложат. это как суп - соленный должен быть


Ответ от Люська [гуру]
Ингредиенты:
2/3 крепкого чайного настоя и 1/3 молока.
Инструкции:
В хорошо прогретые чашки влить определенное количество молока и затем долить чайным настоем. Опыт показывает, что только при такой последовательности напиток приобретает хороший вкус и аромат. Чай способствует усвоению молока, вследствие чего его лучше переносят люди, страдающие заболеваниями желудочно-кишечного тракта.


Ответ от Гульнара [гуру]
Сначала наливают молоко в чашку, затем чай из заварочного чайника и кипячённую воду. Это шай.


Ответ от Belena F [гуру]
Тот рецепт, который я знаю, в глотку не полезет: там и жир бараний кроме молока. А вот просто налить в чай молока - это нормально, у нас дома это называется по-бурятски.


9331 0

Чай занял свое место в культуре питания казахов. До середины XIX века чай пили в основном только зажиточные казахи. А во второй половине XIX века чай начали употреблять все слои казахского общества

Чай проник в казахскую среду именно через Россию, и его употребление в среде кочевников было связано с изменением быта. Распространение чая и культуры чаепития в Казахстане происходило во второй половине XIX века.

Основным проводником его распространения была российская администрация. Чай получил распространение сначала среди элиты казахского общества – ханов, султанов, а затем дешевизна товара, изменение уклада жизни кочевников приводят к расширению его употребления простыми кочевниками.

В Государственном архиве Оренбургской области сохранилось письмо вице-канцлера графа Нессельроде, направленное военному губернатору Оренбургского края графу П.К. Эссену в 1829 году, где говорилось: "ввести между кочевыми народами (казахами и башкирами), обитающими за Уралом, привычку употребления кирпичного чая, которая должна принести выгоду казне Российского государства в торговле с Китаем, в частности на Кяхтинской таможне". Главным аргументом явилось то, что такие подвластные России кочевые народы "монгольского племени Буряты и Калмыки силою времени и обычая получили к такому чаю охоту, что ныне находят в ней почти классный предмет пищи и питья трезвого, здорового и дешевого. Даже наши поселяне, живущие в смежности с ними, заимствовали от них ту же привычку, способствующую при том и к сбереженью стад, ибо как те, так и другие употребляют кирпичный чай, легко обходятся без мяса".

Он рекомендует "искать новые пути для продажи китайского чая: кочевые народы, за Уралом обитающие, коих и нужно приучать, подобно вышеуказанным племенам, пить тот чай", и предлагает выдавать казахам, "в Оренбург приезжающим, для возбуждения в них охоты в виде подарков по несколько брусков кирпичного чая".

Чай из "чужого" напитка превращается в "свой" в период трансформации общества. В этот период он становится доступным для всех. Главное условие для этого – переход от кочевого быта к полуоседлому и оседлому.

Бейбит Даулбаев в работе "Рассказ о жизни киргиз Николаевского уезда Тургайской области с 1830 по 1880 год", описал культурно-бытовые изменения в жизни казахов за 50 лет. Среди этих изменений он указал внедрение чаепития в традиции кочевников. "С 1853 года сначала бедные, а потом и богатые стали заниматься хлебопашеством, и с того же времени киргизы начали жить роскошно и сытно и между прочими предметами роскоши стали употреблять чай. Чай сначала пили из чугунных кумганов (рукомойников), потом из медных чайников и, наконец, уже начали пользоваться самоварами. В 1854 году при одном народном собрании, между прочими разговорами, коснулись чаепития и стали считать самовары; оказалось… чаю теперь из 10 семейств разве только одно не употребляет".

Переход к оседлому образу жизни казахов и распространение русского самовара, при котором заваривание чая превратилось в быстрое и несложное дело, способствовали распространению чая среди кочевников.

Русский самовар выполнял функцию не только бытовой посуды, но и социальную. В "Русском архиве" сохранился интересный рассказ о роли самовара. В Петербурге произошла беседа князя М.С. Воронцова, прибывшего с Кавказа, с русским купцом В.А. Кокоревым, который в это время был откупщиком на Кавказе. Во время беседы князь сообщил, что ищет людей в Ставрополе, которым он бы мог давать разные поручения для сближения мирных аулов с немирными путем гражданского завоевания последних посредством развития знакомства и торговых интересов. На что В.А. Кокорев ответил: "… а позвольте мне рекомендовать Вам такого фактора для сближения, который никогда ничего не перепутает, а будет постоянно основывать, хотя и медленную, но прочную связь сношений. Рекомендуемый мною фактор – просто русский самовар. На западной границе мы сходимся с соседями иногда на пиве, а на восточной можем всегда сходиться на самоваре, который азиатцы до такой степени любят, что при появлении самоваров в мирных аулах туда станут ездить из аулов немирных, чтоб рассиживать долго и пить чаю много, обобщаясь в это время разными беседами".

Имперская правящая элита была заинтересована во внедрении чая среди кочевников. Министерство иностранных дел решило увеличить торговлю кирпичным чаем. Его потребителями были народы Сибири, и здесь возник вопрос: "Нельзя ли обучить и других инородцев, обитавших в России, употреблению кирпичного чая?". Внимание было обращено на казахов.

Одна из причин употребления чая казахами в XIX веке указывается, например, в "Тургайской газете": "…в нашей степи, при сухом, накаленном в 45-50 градусов воздухе, при отсутствии здорового, утоляющего жажду питья, этот благотворный напиток – чай необходим, чтобы хоть сколько-нибудь освежить себя и прогнать ту горечь и истому, какие являются следствием употребления горько-соленой стоячей воды".

Постепенно казахское чаепитие начало оформляться в церемонию. Уважение к гостю определялось тем, кто наливает чай и поскольку. Если налили чашку чая до краев, это означает, что вы нежеланный гость. Чай наливают понемногу: наполовину или меньше чашки. Сначала молоко, потом крепкая заварка.

Казахстан огромен, и традиция чаепития в разных регионах отличается. На юге республики – Южно-Казахстанской, Кызылординской областях, а также в Атырауской, Мангистауской и юго-восточной части Актюбинской областей Западного Казахстана чай подают в маленьких пиалах, а в остальных регионах – в средних или больших. Такая специфика напрямую связана с природно-климатическими условиями этих регионов. Там, где жаркий климат, посредством маленьких глотков чая из наполовину наполненной чашки можно в определенной степени утолить жажду.

Чай наливает женщина, ее статус и возраст говорят об уважении к гостю. Обычно это невестка (келин) или жена хозяина дома, которая не вмешивалась в разговор мужчин. Она внимательно наблюдают за бесперебойным чаепитием многочисленных гостей и, не дожидаясь просьб с их стороны, постоянно наполняет их пиалы, пока они не напьются или вежливо не откажутся.

Чай не принято допивать до дна, это было дурным тоном. Пьется всегда свежезаваренный чай из чашек без ручки, пиал. К чаю подавали сушеные молочные продукты: курт, иримшик, сарысу.

Здесь же наряду с традиционно общепринятым красным чаем с молоком, употребляют зеленый чай, особенно после калорийной и жирной пищи. В других регионах, наоборот, с прохладным и умеренным климатом, пьют полную пиалу.

Ни одно угощение у казахов не обходится без чая.

Казахи пьют чай «не разбирая времени и места, перед всем и после всего», - писал М.Я. Киттары еще в середине ХIХ века. И действительно, чай пьют и до и после основной трапезы, сам по себе, по разным поводам. Пожалуй, правило одно - ни одно угощение не обходится без чая.
Чаепитие как составная часть трапезы обязательно включено в традиционные угощения, сопровождающие многочисленные обряды казахов. Оно непременно открывает любое традиционное застолье. За чаепитием, после омовения рук, следует подача мяса. В конце трапезы раньше подавали кумыс, а сегодня вместо кумыса опять устраивают чаепитие.

Казахи традиционно предпочитают пить черный чай. В наши дни казахи называют черный чай «красненьким» (кызыл шай). Слово «красный» указывает тут не на цвет чайных листьев, а на цвет заварки и на цвет чая после добавления его в молоко: он должен быть не белесым, а красным, т.е. заварка должна быть крепкой.

Для хранения чая у казахов существовали маленькие сундуки – шай сандык – деревянные, часто на ножках с петлей и замочком. Там хранилось все, что нужно для чаепития: помимо самого чая, сладости, сахар, печенье, конфеты.

С молоком, солью и талканом

Сегодня казахи пьют черный чай с молоком, но так было не всегда.

Молоко, используемое сегодня казахами, как правило, коровье и, как у всех кочевников, кипяченое, часто с добавлением топленых сливок. Заварку не только заливают кипятком, но и кипятят, «томят», поэтому предпочитают заваривать чай в металлических чайниках. В Западном Казахстане во время чаепития заварочный чайник все время стоит на огне. Считается, что чай, приготовленный на углях, очень вкусен; подать такой чай гостям значит выказать им свое уважение.

Воду для чая традиционно кипятили в самоварах, которые появились у казахов вместе с чаем. Чай из самовара считается «почетнее», чем из простого или электрического чайника.

Чай «с уважением»

Вместе с чаепитием к казахам перешли и некоторые знания о существовании особенных правил питья чая, «чайной церемонии».

По традиции, у всех народов Центральной Азии, пиалу не положено наливать до краев: чем меньше чая наливают в чашку, тем больше уважения оказывается гостю. Однако в разных районах Казахстана количество чая «с уважением» разное. Так, молодая казашка, приехав из Алма-Атинской области в Кзыл-Ординскую, очень удивилась, когда ей налили чая почти на донышке – у них в ауле было принято наливать гораздо больше. Ей объяснили, что если наливать много, то это будет воспринято так, как будто ты хочешь, чтобы гость скорее ушел. Чем меньше чая наливают, тем чаще его подливают, и у гостя всегда горячий чай; а чем чаще подливают чай, тем больше демонстрируется забота о госте.

Чая, как и раньше, пьют много; хозяева все время смотрят, чтобы пиала гостя не была пустой. Гость никогда не наливает себе чай – чай наливают только хозяева – ухаживают за гостем. Существует несколько способов показать, что ты уже напился: опрокинуть чашку на блюдце, положить пиалу на бок; положить ложку в пиалу или сверху на ободок чашки. Но даже когда гость даст понять, что больше не хочет чаю, хозяева обычно уговаривают его выпить еще одну пиалу.

В ежедневных семейных чаепитиях, чай разливает мать или старшая дочь. Разливать чай девочек специально не учат, обычно они видят, как это делает мать. В доме, где живет женатый сын, чай разливает его жена - невестка.

Сейчас, по мнению старшего поколения, невестки не умеют правильно разливать чай, поэтому им никогда не поручают это делать на больших застольях. А если пожилые и старые мужчины хотят выразить свое поощрение какой-либо невестке, то говорят, что она хорошо чай разливает.
О серьезных делах за чаем не говорят

Чаепития и устраиваются часто для того, чтобы пообщаться. Заходят ли друзья, знакомые, приезжают ли гости, прежде всего их приглашают к чаю: «Садитесь, чай попьем, поговорим». Человека, с которым хочется о чем-то побеседовать, специально приглашают на чай: «Приходи чай попить», что означает: приходи – посидим, поговорим. За чаем, когда собираются близкие родственники или знакомые, сидят очень долго; над теми, кто пьет 2–3 чашки, подшучивают: «Разве так пьют чай?!».

В Казахстане чай считается важным элементом культуры. Он обязательная составляющая каждой трапезы. Чайная культура развивалась в этой стране стремительно, сказывалась близость к Китаю, родине замечательного напитка. Сегодня Казахстан занимает десятое место среди самых чаепотребляемых стран мира.

Производством чая в стране занимаются десять компаний, сырье они закупают за границей, собственных чайных ресурсов у страны нет. В основном поставки идут из Китая, Индии, Кении. Они составляют более двух тысяч тонн в год. По статистике на одного жителя Казахстана приходится полтора килограмма чая в год, что составляет шесть чашек в сутки. По данным статистики в год в стране выпивается до 3 миллиардов литров чая. До 90% чайного рынка Казахстана составляют черные чаи, зеленый чай в стране употребляется редко.


История развития чайной культуры в Казахстане

В Казахстане чай появился в 17 веке, он попал в страну из Китая. Почти век чай был дорогим товаром, который могли позволить себе только состоятельные люди. Прошли года прежде, чем чай стал доступен простому народу. Документальные источники говорят о том, что зарождение чайной культуры пришлось на 1932 год. В 40-е годы в стране пытались развести чайные кусты, но попытки успехом не увенчались. Позже были еще попытки, но все чайные кусты погибли.

В настоящее время в стране открыто более десяти заводов, которые занимаются производством чайной продукции из зарубежного сырья. Самым популярным на казахском рынке является индийский . Казахстан тесно сотрудничает с Индией, 5% всего экспортируемого чая из Индии приходится на Казахстан.

ТОО «Tea House» производит чай под собственными торговыми марками:

  • Simba,
  • Ассам,
  • Тенгри,
  • Индира,
  • Наурыз.

Каждый из этих видов чая обладает уникальными качественными и эмоциональными характеристиками. Все они отличаются высоким качеством. Можно выбрать листовой, гранулированный и пакетированный чай из Казахстана этих торговых марок.


Чаепитие по-казахски

Как писал М. Я. Киттары, русский химик-технолог, казахи могут пить чай после всего, перед всем, не разбирая места и времени. Это соответствует действительности, чай в Казахстане пьют после трапезы и до нее. Ритуал чаепития включается в любое застолье, он открывает его и закрывает.

Традиционный чай в Казахстане - это черный чай, называемый «Кызыл шай» или красный чай. Раньше чай пили крепким, сейчас в него стали добавлять сливки или молоко. В стране уделяется большое значение чайной утвари, методу хранения чая. У каждой хозяйки есть деревянный небольшой сундучок, в котором хранят сухую заварку и необходимые для ритуала приспособления.

Для кипячения используют самовары, вода из них считается более полезной, чем из чайника. Близость Китая повлияла на особенности , в ней много от классического китайского чаепития. Чай в Казахстане чаще всего наливают в небольшие пиалы. До краев ее не наполняют, чем меньше чая хозяин налил в пиалу, тем больше уважения он высказывает гостю. Если пиала наполнена доверху, хозяин желает, чтобы гость выпил чайный напиток и быстрее ушел. Чай постоянно подливают в пиалу, чтобы напиток был горячим. Разливает чай женщина, считается, что только хозяйка знает, как обращаться с этим благородным напитком. Получить похвалу от гостей за вкусный чай является самым большим комплиментом хозяйке.

Чай нужно пить медленно, чаепитие продолжается долго, чая выпивают много. Не зря бытует поговорка, что казахи на 70% состоят из чая. Если гость хочет показать, что он напился, пиала кладется на бок, а чашка опрокидывается на блюдце. После этого хозяин все равно будет уговаривать гостя выпить еще чашечку чая. За чаем гости не говорят о делах, чаепитие должно проходить в непринужденной, легкой и приятной обстановке.